Сколько веревочке не виться…

(Скандальная история с супертраулером « Севрыба -1», похоже, разрешена в Норвежском суде)



Можно считать, что длившиеся более двух лет судебные разбирательства в отношении действий бывшего генерального директора ЗАО « Севрыба » Тишкова по выводу активов и денег из общества завершились. Последние слушания в арбитражном суде Норвегии состоялись со 2 по 6 декабря 2002 года и расставили все по своим местам.

Суд в Осло рассматривал следующие требования истца:

1. ОАО «РПСБ- Севрыба » (Мурманск, Россия) является владельцем судна МИ-0001 « Севрыба -1».

2. Компания Сев Вик Навигейшн должна немедленно без всякого вознаграждения предоставить « Севрыбе » нотариально заверенный счет на судно « Севрыба -1», свободный от всяких обязательств, и в то же время обеспечить исключение судна из кипрского регистра.

3. Сев Вик Навигейшн должна возместить « Севрыбе » судебные издержки, а также оплатить гонорары судьям.

В этой публикации будут ссылки только на документы, которые рассматривались в суде, и выводы, сделанные судьями и адвокатами.


В процессе судебного разбирательства выяснились достаточно интересные и существенные моменты, предшествовавшие уводу из Российской Федерации крупных сумм в валюте и активов - собственности акционеров « Севрыбы ».

Схемы хищений были спланированы в 1998 году и реализованы в апреле-мае 1999 года двумя гражданами России - Георгием Тишковым и Еленой Третьяковой - и двумя гражданами Португалии. Изначально Тишков «убрал» из штата « Севрыбы » людей, которые разработали весь проект по финансированию, строительству и эксплуатации судна « Севрыба -1» (Хижняков, Молчанов и ряд ведущих специалистов), реализовали его досрочно в 1998 году. Тем самым он расчистил дорогу для махинаций.

Уже в 1998 году по финансовым отчетам было ясно, что проект прекрасно реализуется, так как на 1 июня 1998 года финансовых ресурсов было достаточно, чтобы полностью погасить банковский кредит с процентами, а задолженности по эксплуатационным расходам вообще не было. Долг банку составлял 2,4 миллиона долларов США, а свободных средств у компании было 2,8 миллиона долларов США. Зная положение дел с реализацией проекта и о наличии денежных средств для расчетов с банком, норвежские партнеры вышли из проекта и выдали Тишкову доверенность на распоряжение всеми финансами и активами управляющей компании Сев Вик Навигейшн. Это было сделано, поскольку судно « Севрыба -1» было практически выкуплено, и « Севрыба » являлась единственным реальным и полноправным владельцем его и акций Сев Вик Навигейшн.

И здесь г-н Тишков и его «соратники» проявили завидный талант поворачивать время вспять.

29 марта 1999 года Тишков поручает банку полностью погасить задолженность по кредиту в размере 4 миллионов НОК и анулировать закладную первой приоритетности на судно, что банк и исполнил 31 марта 1999 года.

Но 22 июня того же года Тишков обращается в органы Государственного управления и регистрации России на продление работы судна под российским флагом на два года, обосновывая свое обращение тем, что « Севрыбой » не погашен кредит перед банком в размере 4 миллионов НОК (?!). Это была заведомая ложь. И, к сожалению, получает такое разрешение.

Видя, что дело выгорело, Тишков 20 сентября 1999 года заключает дополнительное соглашение о продлении бербоут-чартера, но уже на сумму 3065806 долларов США, обосновав это долгами прошлых лет. Очередная ложь!

Как известно, бербоут-чартер можно продлевать, если есть долг по кредиту перед банком или в случае, если долг образовался в период действия бербоут-чартера. Ни того, ни другого в данном случае не было. Однако, благодаря действиям Тишкова, « Севрыба -1» осталась в собственности Сев Вик Навигейшн, но имела право претендовать на российскую квоту, поскольку «надо гасить кредит».

Члены норвежского суда были изумлены, впервые встретившись с руководителем предприятия, который кредитовался под ПРОШЛОЕ.

В документах, представленных суду господами-португальцами, говорится, что Тишков запланировал в 1999 году 1 миллион долларов - на покупку квот в... 1999 году. Но в тот год никаких аукционов по продаже квот не было, причем к 20 сентября уже почти все квоты были освоены. И 700 тысяч долларов, запланированные на эксплуатационные расходы, были уже оплачены в том же году. «Задолженность агентской компании» в 1 миллион долларов также давно была ею получена. Еще планировалось 400 тысяч долларов заплатить управляющим проектом и двоим менеджерам, видимо, за то, что те способствовали хищению 48 миллионов НОК.

В этот же период (с 1 апреля по 30 мая 1999 года) г-н Тишков совершает еще ряд незаконных действий: переводит 38,4 миллиона НОК, принадлежащих « Севрыбе », со счета Сев Вик Навигейшн в Португалию. Он не вводит судно в Россию и не оформляет право собственности, зато продает акции стоимостью 120 миллионов НОК за 120 тысяч НОК.

А чтобы вся афера состоялась, он в это же время отказывается от услуг кипрских и английских адвокатов, которые курировали проект, вызвав у них полное недоумение. И тут же чудесным образом на Кипре «воскрешается» закладная первой приоритетности на судно и под нее продлевается договор бербоут-чартера на два года с неподъемными для « Севрыбы » платежами. Расчет прост: прошла махинация с 38,4 миллиона НОК, почему бы не увести еще и свыше трех миллионов долларов?

Но сколько веревочке не виться, быть концу. Первыми одумались португальцы (они же европейцы!). И вывели из состава совета директоров Сев Вик Навигейшн Тишкова и Третьякову. А в норвежский арбитражный суд написали заявление, больше похожее на чистосердечное признание.

«Все операции « Севрыбы », руководимой Тишковым, с 21 июня 1995 года и по 1 июня 1999 года по управлению судном и деньгами были незаконны по российскому законодательству, так как деньги, заработанные судном, Тишков не ввел в Россию. Для того чтобы скрыть все нарушения, друзья Тишкова, занимающие высокие посты, настоятельно рекомендовали ему продлить договор бербоут-чартера на дополнительный период - два года, чтобы « Севрыба » не попалась на ряде нарушений законодательства. Таким образом, судно должно было быть передано « Севрыбе » после исправления всех незаконных действий и после определенного периода ее законной деятельности.»

Относительно суммы 38,4 миллиона НОК следует процитировать решение суда Северного Тромсе от 21 июня 2001 года: один из португальских компаньонов объяснил, что «эти средства были переданы Тишкову и использовались им для неофициальных платежей за квоту или взяточничество для получения нужных разрешений на рыболовство». Далее сказано, что только Георгий Тишков обладает полной информацией о том, кому и какие суммы он передавал.

Это только часть письменных заявлений португальцев в суд. Они содержат немало резких и циничных откровений по адресу бывших российских сподвижников. Не исключено, что партнеры Тишкова по общему бизнесу отмежевались от него и усиленно стремятся посадить за решетку одного Тишкова.

Любопытны документы, которые направлялись в арбитражный суд Норвегии с российской стороны. Например, постановление следователя о прекращении уголовного дела в отношении Тишкова преподносилось в переводе на английский как решение российского суда, при этом вердикт прокуратуры об отмене этого незаконного постановления не прилагался. Экспертная оценка профессора права Ленинградского университета слово в слово, предложение в предложение со всеми знаками препинания совпала с текстом постановления следователя УВД Мурманской области. Такое «совпадение» привело в изумление весь состав суда и всех участников процесса. То есть Тишков в очередной раз был «подставлен».

В судебном заседании участвовала только одна сторона - истец. Ответчик на суд не явился. Но, по процедуре норвежского арбитражного суда, в такой ситуации суд в полном составе занимает позицию отсутствующей стороны и выступает в качестве ее адвокатов. И это было сделано. А « Севрыбе » пришлось отвечать по каждому заявлению, опровергая или подтверждая аргументы оппонентов только документами.

В итоге суд пришел к единогласному выводу: все договоры и соглашения, заключенные Тишковым с компанией Сев Вик Навигейшн и фирмой «Фалкон» с апреля 1999 по май 2000 года, носят мошеннический характер и направлены на нанесение максимального ущерба « Севрыбе ». Окончательное решение будет вынесено в январе следующего года. Возможно, справедливость восторжествует, и судно будет возвращено его законному владельцу - « Севрыбе ».


Игорь ВИКТОРОВ

«Рыбная столица»

ОПС !! А ведь я работал на этом параходе !! да и лица все знакомые - ждите рассказ..

Показать и добавить комментарий : ()