Есть такая поговорка, что не та рыба которая в море а та которая в трюме. Убрать рыбу это даже труднее чем ее поймать. Ведь я еще помню времена, когда рыбу ловили "штанами", только не подумайте плохого - это просто два мешка у одного трала - как штаны выглядит - да и с одним "мешком" бывали случаи, когда майор спускался и резал мешок (штурман проглядел - или траление было излишним) чтобы разрезав мешок вымыть из трала часть рыбы. если не "вымыть" то мешок не поднять и он может оторваться и вся рыба будет потеряна. траления которые считались обычными - 40 тонн (иногда и полчаса) для мойвы, тоже и для сайки. С треской 40 тонн (за 1 подьем) но это на иностранных траулерах. Обычно не доходят до таких крайностей - так как можно рыбу "подавить". Особенно легко "подавить" креветку. Для креветки тонна за подъем - это уже хорошо.

Убрать рыбу самое важное. Убирали рыбу по разному. "Кошелёчников" брать не буду - их задача только сдать на базу, а вот у всех кого переработка была хоть небольшая - имели с этим проблемы. Самое простое - я этого не застал, солить в бочки - был на судне бондарь - были бочки, была соль - кстати именно эта мурманская селедочка и выиграла войну (ею то и питались наши солдатики на всех фронтах и съели ее куда больше чем американской тушенки) ловили селедку всю войну - без остановки - ловили по ночам - когда не видят немецкие летчики и полегло рыбаков немало - напоминание тому памятник у старого ДМО в Мурманске.

Далее появился холод - морозить рыбу стали - большое дело. Холодильники на судах добывающих появились вначале амиачные - позже фреоновые - разница огромная (амиак газ ядовитый - было немало случаев гибели рыбаков) Позже начали применять фреон. Работа рефмеханика стала безопаснее. В морозильных трюмах температура уже порядка 28 градусов. Скорость заморозки очень выросла.

Но заморозка снижает вкусовые качества рыбы = всеже довольно дорогой процесс. Охлажение рыбы возможно и пересыпанием льдом. Лед грузится в порту или на судне устанавливается генератор льда. Согласитесь для маленьких судов которые каждый день привозят рыбу в порт замораживать рыбу нет необходимости. Ведь уже вскоре она будет обработана или съедена. Охлажение льдом требует предварительной разделки рыбы - если рыба сделать это позволяет.

Более крупные суда (я еще помню) плавбазы которые работали в ЦВА катали консервы - продукция и была ниже за счет того что выпускалась она в море. Сокращалась цена на транспорт + качество сырья которое "только что из воды " намного выше чем заморожено-размороженное.

Так что же такое "шкерить" - это процесс с применением шкерочного ножа :-)), нож это чутль ли не единственное средство обработки рыбы на советских судах. Нож и головоруб. Какие же нормы шкерки рыбы на одного рыбака. Конечно все зависит от размера рыбы. И способа шкерки. На вахте существует разделение труда - обработка трески - на "омулях" вахта 6-7 рыбаков:
один подает (это со старых времен ) раньше подавали из ящика крючком.
один рубит (головы треске:-)
двое шкерят - отбирают печень - и что есть еще внутри
один морозит рыбу
один упаковывает - он же и укладывает в трюм. На упаковке ему рыбмастер помогает.



бывали вахты когда морозили до 8 тонн трески за 8 часов (позже сравните сколько обрабатывают норвежские рыбаки)- убористость рыбы зависит от ее размера. А крупную рыбу легко шкерить но трудно морозить. На "норвежцах" предусмотрена специальная плиточная морозилка для крупной рыбы. А на "омулях" проблемы у наладчика - ломаются ФГП

Показать и добавить комментарий : ()