Обидное выражение, но не может быть сорок капитанов на пароходе, все кто в судовой роли записаны играют свою (судовую)роль. Другое дело кто такую роль составил. Уважительное отношение между командой на судах ББГЛ присутствовали. Командный состав не отрывался от рядового. Кормились из одного котла, и хотя в салоне была перегородка, но обычно была открытой. И пришедшие с военно -морского флота показывали себя как хорошие рыбаки и руководители, не пытались строить из себя адмиралов. Пришедших из торгового флота мне видеть на рыбаках не удалось. Речники были.

А вот в других флотах, там говорят иначе, там и салон свой командного состава, и меню, и официантка и все в галстуках на обед командиры. А должности в "других" флотах почти генеральские : капитан-директор, флагманский капитан, заместитель по добыче, зам по переработке. И появление такого генерала в ББГЛ было практически случайно но исключения происходили, например периодически возникали выращенные в Мурманском тралфлоте первые помощники капитана. С их опытом где команда в два или три раза больше, пытались собирать собрания, контролировать работу фабрики и реально стучать в контору используя шифрованные сообщения. Во времена ограниченного визирования это было весьма актуально. Вот такие нанятые засланные. Во времена парткомов даже хороший капитан- рыбак просто обязан быть партийным. Сейчас покажется удивительным но помполиты и нацелены были на капитанов. На мосту а не на фабрике и на палубе "помполиты из тралфлота" проводили рабочее время.

Отношения к штурманам строились (в том числе капитану) как к промысловикам. Вся команда знала что например старпом, хороший рыбак. Встретится практически со всеми командирами можно было на подвахте, и тут тоже можно было видеть кто на что нанимался.

Не стоит забывать что практически все курсанты (будущие командиры) мореходных училищ во время практики работали матросами или мотористами в море. Уважение к рядовому составу это прививало с молодости.

В СССР национальный состав рыбаков на рыболовных судах был вполне интернациональным. Среди командиров можно было встретить евреев. Среди рядовых их практически не было. Более всего было украинцев меньше белорусов. Очень редко татары, совсем редко но были кавказцы. Прибалты как правило на север не ехали. После развала СССР молодых рыбаков стало всё меньше приходить. Кадры старели, если прежде средний возраст был 20-30 лет и в сорок уже многие были и старпомами и стармехами, быстрый рост вверх связывался с тем что суда были новые, и по пару лет на каждой ступеньке и вверх. Возможно именно среди таких быстрых командиров много поклонников Носницына Александра Степановича. Даже если срок обучения в Высшем мореходном училище (сейчас академия) - 5 лет, то если поступил после школы 17+5 - 22 года. И в 22 года это уже третий штурман или четвертый механик. Это не "другие флота" где по десять лет работали чтобы место второго штурмана освободилось.. В базе за пять лет открылись должности десятков капитанов, сотни штурманов, и даже более полтысячи матросов. Вот что значит расширение флота.

Показать и добавить комментарий : ()